Небо так близко: грандиозный проект в области искусства

Немецкого художника Клауса Даувена всегда привлекали крупные формы. Сейчас он расписывает гигантскую плотину на территории Франции, эксплуатируемую энергоснабжающей компанией Électricité de France. Однако для создания своих картин мастер не использует кисти и краски: изображения появляются в результате селективного удаления с поверхностей образовавшихся на них слоев мха и водорослей. В его творениях удивительным образом сочетаются природные материалы, фантазия, страсть к приключениям и техническое совершенство.

Свои творения Клаус Даувен создает не кистью и красками, а путем удаления с поверхностей мха и водорослей.

Художник с особым отношением к Франции

Маленькие черные точки ловко перемещаются по гигантской бетонной стене, за которой мерцает бирюзовым цветом обрамленное горами озеро, а у подножия плотины 103-метровой высоты простирается ярко-зеленая долина. Здесь, на водохранилище Вуглан, художник Клаус Даувен осуществляет в эти дни свою заветную мечту.

К Франции художник, родившийся в немецком городе Дюрене, испытывает особые чувства. В качестве учителя он много раз посещал эту страну со своими учениками. Он прекрасно знает французский язык, хорошо разбирается во французской культуре и теперь, наконец, может проявить здесь свой художественный талант, причем в формате XXL. Среди захватывающих дух горных вершин, сформировавшихся в юрском периоде, в результате нескольких недель напряженного труда будет создано поистине монументальное произведение искусства – в гармонии с природой, окружающей средой и погодой. По словам Клауса Даувена, погода вносит коррективы в намеченные планы: «Нам только что пришлось прерваться на день – дождь лил как из ведра. В таких условиях спускаться на тросах было просто невозможно». И правда: при приближении к плотине черные точки приобретают очертания двух промышленных альпинистов, становятся видимыми красные и белые тросы, удерживающие их на головокружительной высоте.

Художник Клаус Даувен, работающий в технике реверсивного граффити.
2500 маркеров из биоразлагаемого пластилина определяют контуры будущего изображения.

2500 маркеров для ориентации

При помощи биоразлагаемого пластилина альпинисты прикрепляют к стене длиной 427 и высотой 103 м около 2500 маленьких красных и желтых маркеров, располагая их с сантиметровой точностью по указаниям двух геодезистов, устанавливающих свои измерительные приборы напротив плотины, между деревьями и кустарниками. Инструкции альпинистам они дают по рации: «Палец еще на 10 сантиметров вправо и на 20 – вверх!» И вот очередной маркер из биоразлагаемого пластилина уже прикреплен к поверхности. Благодаря этой точной работе позже на стене по принципу рисования по цифрам появятся контуры задуманного Даувеном силуэта под названием «La forêt» (лес). Но вместо краски контур изображения создадут обусловленные атмосферными воздействиями отложения в нижней части плотины. В результате последовательной, сантиметр за сантиметром, расчистки бетона вокруг маркеров струей воды из аппарата высокого давления Kärcher возникнет контраст между бетонной поверхностью и черноватым слоем мха и водорослей, образовавшимся на ней естественным путем.

 

Гениальная случайность

Такой принцип создания изображений, изобретателем которого считается Клаус Даувен, назван «реверсивным граффити». Однако автор никак не был связан с обычной настенной живописью – он учился в Академии искусств в Дюссельдорфе и Мюнстере, а большие форматы всегда интересовали его. Сначала он рисовал углем – материалом, непосредственно связанным с его рейнскими корнями. «Однажды, когда я просто хотел удалить с картины остатки угольной пыли, я заметил, что при обработке бумаги пылесосом происходит нечто необычное, в результате расчистки создается совершенно особая эстетика. Собственно говоря, этот принцип я открыл для себя в 1997 году случайно», – рассказывает художник. И этот случай изменил его дальнейшую жизнь. Он усовершенствовал свою технику рисования, собственноручно создав для этого насадки ромбовидной формы. Из геометрических форм складывались очертания домов, фабрик и других урбанистических сюжетов. Несколько позже он стал все более охотно работать и на открытом воздухе, выбирая для этого места, позволявшие, как в студии, создавать эффекты светотени. Для съема поверхностного слоя он стал вскоре использовать не только проволочную щетку, но и мощную струю воды. Что бы ни расписывал Клаус Даувен – эстакады, элеваторы или плотины, как ранее в Японии и Корее, – он всегда тщательно продумывает общую концепцию, чтобы его творение оптимально вписалось в окружающее пространство.

В результате расчистки создается совершенно особая эстетика.
Команду сплачивают жажда приключений, интерес к новым технологиям, сложность и ответственность решаемой задачи.

Жажда приключений и интерес к ноу-хау

Разнообразие сюжетов художника простирается от изображения растений и животных до портретов, за которыми всегда скрывается также определенная история. Например, в Бамберге Даувен изобразил на мосту молодых людей разного происхождения, проиллюстрировав тем сам призыв к толерантности и открытости общества. А в портовом городе Сете на юге Франции основой для его творчества послужили старые фотографии моряков и рыбаков из этого региона. В сотрудничестве с компанией Kärcher Даувен реализовал уже немало совместных проектов, но никогда еще к ним не предъявлялись столь высокие технические требования, как в этот раз. На выполнение работ распространяются строжайшие стандарты безопасности. О своей немецко-французской команде, состоящей из геодезистов и промышленных альпинистов, художник говорит так: «Мне нравится демократический принцип моего художественного руководства. Я работаю со специалистами, не имеющими отношения к искусству. При этом техника и креативность превосходно дополняют друг друга». Команду сплачивают жажда приключений, интерес к новым технологиям и, разумеется, сложность и ответственность стоящей задачи – ведь когда речь идет о закреплении в верхней части стены двух тросов, спускающихся вниз на 5-метровом расстоянии друг от друга, необходима абсолютная надежность. Команда заранее по минутам расписала план действий на несколько недель вперед и тщательно проверила всю экипировку, но каждый день сулит новые, неожиданные проблемы, для которых необходимо находить решения.

Преходящее искусство

Особенностью картин Клауса Даувена является то, что они исчезают с течением времени. От произведений других художников, стремящихся увековечить свой талант, его творения отличаются мимолетностью. Насколько долго сохранится контраст изображения, зависит от погодных условий, наклона стены, температуры воздуха и интенсивности солнечного света. В любом случае, когда-то картина полностью исчезнет. Но вот что еще делает такие произведения уникальными: на них смотрят не посетители музеев, а путешественники или просто прохожие. И Клаусу Даувену нравится такое случайное соприкосновение людей с его искусством, оказывающееся для них таким же откровением, каким было для него самого собственное случайное открытие.

 

Для выполнения работ используются четыре профессиональных аппарата высокого давления без подогрева воды. Они питаются водой из озера и электроэнергией, вырабатываемой местной электростанцией.

Что еще могло бы Вас заинтересовать?

Рыбак Ник Эрвин.

Жизнь во имя большого улова

Каждый день рыбаки выходят из порта маленького шотландского поселка Питтенуим, находящегося на берегу залива Ферт-оф-Форт, в Северное море, чтобы ловить омаров и сумчатых крабов. Работа трудна, но никто из них не променял бы ее на какую-нибудь другую.

Ферментолог Фьямма Чечиери – королева винных погребов

Королева винных погребов

Еще в средние века на территории винодельни Ла Браческа под ярким итальянским солнцем созревал виноград, из которого изготавливались высококачественные красные вина. Последнее лето выдалось особенно солнечным, гроздья налились и теперь готовы раскрыть свой благородный вкус – под внимательным присмотром ферментолога Фьяммы Чечиери.

Брат Мурези Казанова заботится о растениях в монастыре Дисентис.

Достижение высоких целей

Многие люди стремятся достичь высоких целей в жизни, но лишь немногие следуют по пути, который преследует Мурези Казанова. В бенедиктинском монастыре в Дисентисе, Швейцария, новообращенный квалифицированный ландшафтный архитектор заботится о зелени и монастырском саде и вскоре добавит спасение своих собратьев в список своих обязанностей.