Как обеспечить гигиеническую чистоту в школах и детских садах

Ясли, детские сады, а также и школы относятся к числу учреждений, в которых необходимо принимать меры, предотвращающие распространение болезнетворных микроорганизмов – и не только в период пандемии. Эффективная борьба с вирусами и бактериями обеспечивается разработкой и реализацией оптимальной гигиенической концепции. 

Чистота – гарантия защиты

Чистота – гарантия защиты

 

Важным условием тщательной уборки в общественных учреждениях, к числу которых относятся, в частности, школы и детские сады, является наличие гигиенической концепции, предусматривающей множество регламентаций – от требований к вентиляции помещений и максимальной численности детей в группах до правил ношения масок и соблюдения социальной дистанции. Еще одним важным условием является использование эффективных технологий уборки, обеспечивающих надежную защиту от болезнетворных микроорганизмов.

Шаг 1:

Анализ рисков


Коронавирус SARS-CoV-2 поставил перед образовательными учреждениями новые, неожиданные проблемы – хотя, разумеется, тема гигиены и санитарии и раньше имела для них важное значение. В особой ситуации, связанной с открытием школы или детского сада после карантина, рекомендуется прежде всего провести анализ рисков, распространяющийся на все помещения. Как можно предотвратить распространение инфекции детьми и подростками? Где находятся „узкие места“? Какие меры уборки способны обеспечить поддержание чистоты и гигиены? Можно ли в случае цейтнота отказаться от уборочных работ, направленных на наведение визуальной чистоты (например, удаления следов песка с пола), для выполнения работ, более важных с точки зрения санитарии?

После нахождения адекватных ответов на эти вопросы и разработки соответствующей гигиенической концепции следует детально разъяснить уборочному персоналу новые задачи – только в этом случае возможно их надежное решение. Эффективную поддержку обеспечивает графическое, не привязанное к конкретному языку отображение технологических операций для конкретных помещений, например, в виде планов или 3-мерных эскизов с цветовым обозначением зон, требующих дезинфекции, сухой или влажной уборки. Такие инструкции, вывешенные внутри помещений в хорошо заметных местах, четко иллюстрируют уборочному персоналу его задачи, а заодно способствуют росту доверия со стороны сотрудников учреждения и родителей.

Шаг 2:

Последовательная реализация гигиенической концепции

 

Хотя определенные меры и требуется адаптировать к конкретным помещениям, существуют аспекты, которые необходимо принимать во внимание повсеместно. Тщательная уборка с использованием подходящих методов и оборудования уменьшает риск распространения вирусов более чем на 90 %. Поэтому перед повторным открытием учреждения необходимо очистить все имеющиеся в нем поверхности и предметы обстановки, учтя при этом все до мелочей – например, следует промыть водопроводные краны и сливы, чтобы исключить риск распространения инфекции через застоявшуюся воду.

Как минимум однократная ежедневная дезинфицирующая очистка поверхностей

После открытия учреждения требуется включить периодически выполняемые уборочные мероприятия в ритм его повседневной работы. Конкретно в ситуации пандемии повышенного внимания требуют поверхности, часто контактирующие с кожей рук или других частей тела. В яслях или детских садах дети не только прикасаются к предметам руками, но и часто берут их в рот, вследствие чего рекомендуется как минимум один раз в день производить дезинфицирующую очистку дверных ручек, выключателей, столов, шкафов, игрушек, окон и любых других поверхностей, до которых они могут дотянуться. В этих учреждениях следует использовать продукты, не оставляющие на поверхностях следов, например средства на основе полностью улетучивающегося спирта или разлагающейся перекиси водорода. В школах необходимо обращать внимание на места, в которых часто проводят время взрослые, например на кухонный уголок, в котором люди часто прикасаются к ручке холодильника, элементам управления кофемашиной и т. д.

Ручная очистка поверхностей

Для ручной очистки поверхностей лучше всего использовать микроволоконные салфетки и пульверизаторы с чистящими средствами, обладающими дезинфицирующим эффектом. Выполнение работ облегчается использованием двух следующих методов. Метод цветовой кодировки предполагает использование салфеток разных цветов, например красных для уборки в туалете и синих для очистки других поверхностей. Его применение исключает перепутывание салфеток. А метод 8- или 16-кратного складывания салфеток гарантирует постоянную очистку поверхностей чистой стороной салфетки, что исключает разнесение микроорганизмов из одного помещения в другое. Микроволоконная салфетка складывается сначала по вертикали, а затем, в зависимости от ее размера, один или два раза по горизонтали. После этого одна из сторон салфетки увлажняется чистящим средством с дезинфицирующим эффектом и используется для протирания поверхности. Перед обработкой следующей поверхности салфетка переворачивается, и вновь используется ее чистая сторона. Разворачивание сложенной салфетки позволяет последовательно очистить с ее помощью 8 или 16 поверхностей.

Ручная уборка полов
Механизированная уборка полов

Для ежедневной сухой уборки полов подходят пылесосы с HEPA-фильтром, задерживающим микроорганизмы. Метод ручной уборки может применяться для удаления с пола пыли и свободно лежащего мусора. Для еженедельной влажной уборки в условиях высокого риска распространения болезнетворных микроорганизмов ни в коем случае не следует пользоваться ведром и шваброй – вместо этого могут применяться мопы из микроволокна, заранее пропитываемые раствором чистящего средства (обычного или с дезинфицирующим эффектом). Для уборки в каждом помещении используется свой моп, благодаря чему сводится к минимуму опасность разнесения бактерий и вирусов. С экологической точки зрения для выполнения всех работ целесообразно использовать салфетки и мопы многократного применения, подвергаемые после уборки термохимической или тепловой дезинфекции, т. е., например, стирке при температуре не менее 60 или 95 °C. При невозможности такой обработки по соображениям безопасности следует работать с одноразовыми салфетками.

Эффективную и удобную обработку полов большой площади (например, в спортзалах, столовых или длинных школьных коридорах) обеспечивают поломойно-всасывающие машины, гарантирующие также высокую гигиеничность за счет немедленного сбора загрязненного раствора чистящего средства.

Шаг 3:

Контроль и оптимизация

 

Даже в небольшом детском саду может быть внедрена простая система менеджмента качества, позволяющая контролировать эффективность реализации гигиенической концепции. Элементарной мерой является ведение протокола уборки, в котором регистрируются выполненные работы с указанием времени их выполнения, а также возможные задачи, которые по тем или иным причинам не могли быть решены. В дополнение к этому может осуществляться проверка достижения требуемого результата уборки. Например, АТФ-тест позволяет установить, соответствует ли очищенная поверхность требуемым стандартам санитарии. При его проведении измеряется количество аденозинтрифосфата. оставляемого на поверхностях людьми, домашними животными и другими живыми существами.

Если выясняется, что из-за недостатка времени поверхности не удается очистить достаточно тщательно, гигиеническая концепция может быть оптимизирована. Например, полы в игровых комнатах и спортзалах обязательно требуют уборки, тогда как полы в санузлах или вестибюле не столь критичны с точки зрения гигиены, поскольку с ними всегда контактирует только обувь. Аналогично обстоит дело и с окнами: стекла, к которым можно прикоснуться, подлежат обязательной дезинфицирующей чистке, а с очисткой высоко расположенных окон или стеклянных фасадов можно и повременить. Таким образом, в процессе повседневной работы концепция может постепенно адаптироваться к фактическим условиям и возможностям в целях обеспечения чистоты и безопасности для всех.

Контроль качества очистки поверхностей

А что, если...?


Открытие после обнаружения очага инфекции


Если в учреждении был выявлен очаг инфекции, т. е. подтверждено нахождение в здании переносчиков болезнетворных микроорганизмов (например, коронавируса SARS-CoV-2), то гигиенические меры должны быть интенсифицированы. В отличие от обычной повседневной дезинфицирующей уборки, выполняемой в едином рабочем процессе, в данном случае требуются два этапа – сначала уборка, а затем дезинфекция. При использовании химических продуктов может осуществляться дезинфекция протиранием, обеспечивающая уменьшение численности микроорганизмов за счет обработки поверхности дезинфицирующим средством, распределяемым по ней при помощи подходящего уборочного инвентаря. Для дезинфекции полов могут также использоваться машины. Аэрозольная дезинфекция допускается только при наличии у персонала необходимых средств индивидуальной защиты. В дополнение к обычной спецодежде и защитным перчаткам в этом случае необходим еще и респиратор. Кроме того, после аэрозольной дезинфекции необходимо основательно проветрить помещение и в течение необходимого для этого времени исключить вход в него.

Отказ от применения химических средств в закрытых помещениях возможен в случае использования пароочистителей. Оболочечные вирусы, к числу которых относится и коронавирус SARS-CoV-2, могут обезвреживаться (инактивироваться) путем воздействия на них высокой температуры. Однако при этом важно правильное применение аппарата: поскольку пар, выпускаемый из него при температуре около 100 °C, быстро охлаждается с увеличением расстояния до очищаемого объекта, для эффективной борьбы с вирусами необходимо перемещать насадку, удерживая ее вплотную к поверхности. Кроме того, требуется достаточная продолжительность воздействия: каждый участок следует обрабатывать не менее 30 секунд при максимальной подаче пара. А для обработки с дезинфицирующим эффектом на открытом воздухе могут применяться аппараты высокого давления с подогревом воды, предусматривающие режим парообразования.