„Уход за памятниками не сводится только к их очистке по эстетическим соображениям.“

Памятники – важный элемент культурной идентичности общества. Их очистка и реставрация – тонкая работа, требующая специальных знаний и предельной аккуратности. Ведь ценность любого памятника, будь то древняя статуя, роскошный замок или авангардистское бетонное здание, определяется отнюдь не только его внешним видом. Поговорим об этом с экспертами в области охраны памятников.

Cultural Sponsoring Banner full

Разговор с экспертами в области охраны памятников

В качестве одной из целей своей стратегии устойчивого развития на период до 2025 года компания Kärcher рассматривает концентрацию социальной активности на задачах сохранения ценностей. Спонсирование объектов культуры – та сфера, в которой мы успешно занимаемся этим уже многие годы. Ключевой задачей очистки памятников истории и архитектуры является сохранение их ценности – как материальной, так и прежде всего культурной. Но что именно определяет культурную ценность того или иного памятника? Кто решает, насколько он ценен? И почему взгляды на его ценность могут меняться? Об этом – наша беседа с мастером-каменотесом Михаэлем Шремом, архитектором Клаусом Линертом и сотрудником Kärcher Торстеном Мёвисом, являющимся специалистом в области чистки.

Михаэль Шрем

Михаэль Шрем

Мастер-каменотес. Работает в компании AeDis с 2013 г., с 2015 г. является членом ее правления. Отвечает за проведение реставрационных работ.

Клаус Линерт

Клаус Линерт

Свободный архитектор. Сотрудничает с компанией AeDis с момента ее основания в 2002 г., с 2013 г. – член ее правления. Отвечает за планирование работ.

Торстен Мёвес

Торстен Мёвес

Работает в компании Kärcher с 1992 г. С 2001 г. отвечает за техническую реализацию спонсорских проектов в сфере культуры.

Г-н Линерт, когда речь заходит о памятниках, многие прежде всего представляют себе статуи или монументы.

Линерт: Памятники людям или постройки, напоминающие об исторических событиях, – только одна из разновидностей памятников. К ним добавляется еще и наследие древних культур, например произведения искусства, постройки или также руины, открывающиеся в результате археологических раскопок. Но не все старое автоматически оказывается памятником. Под охрану берутся только объекты, сохранение которых соответствует интересам общества.

 

А кто решает, какие памятники нуждаются в защите?

Шрем: В области охраны памятников существуют многочисленные международные, национальные и региональные нормы права. На интернациональном уровне действует Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия, принятая на генеральной конференции ЮНЕСКО в 1972 году и содержащая директивы, определяющие практические направления деятельности.

Мёвес: При этом критерии отнесения объектов к числу памятников довольно разнообразны. Однако единство заключается в том, что самой по себе древности и красоты еще не достаточно.

Линерт: Памятник должен отражать исторические события и/или быть значимым для определенной области культуры, например искусства, краеведения, градостроения или техники. Каждый памятник – элемент культурной идентичности и истории развития общества. Впрочем, такими элементами являются не только охраняемые памятники – следует сохранять и другие следы прошлого.

AeDis Kärcher Talk
Fontainebleau Castle_Cleaning_micro-particle

Но ведь общество не признает такой безоговорочной ценности всех памятников.

Шрем: Ценность того или иного памятника часто воспринимается в обществе по-разному. Например, замки, храмы и другие исторические здания представляются большинству людей безусловно ценными – а значит, нуждающимися в сохранении. Значимость же других объектов не столь очевидна, по крайней мере для дилетантов. Это относится, в частности, к модернистским зданиям из невзрачного бетона, построенным в 50-х годах прошлого века и все чаще становящимся теперь объектами охраны. Противоречивые чувства вызывают по прошествии многих лет и памятники, установленные в честь определенных людей или для увековечивания определенных событий, – иной раз даже вообще ставится под вопрос их дальнейшее существование. Однако, в конце концов, даже следы иконоборчества, граффити или пьедесталы утраченных статуй являются частью истории памятников.

Мёвес: В разных странах также смотрят на памятники по-разному. Например, в Германии к их реставрации относятся очень бережно и стремятся в максимально возможной степени сохранить исходные материалы. Так что старый замок должен оставаться старым. А вот в Японии на это смотрят шире: там памятник сохраняет свою ценность, даже если после полного разрушения он сооружается заново по историческому образцу. В Японии больше чтят сами памятные места, а роль памятника может выполнять и его репродукция.

 

А чем определяется объем сохраняемого оригинального материала?

Линерт: В своей работы мы должны всегда оценивать, какое воздействие окажется чрезмерным, а какое – еще допустимым. Уход за памятниками в принципе не сводится только к их очистке по эстетическим соображениям. Важную роль играет всегда их сохранение. И, кстати, в случае полного возврата к исходному состоянию памятник может показаться многим искусственным.

Мёвес: Да, иной раз патина рассматривается в качестве элемента общей композиции, а не загрязнения. Например, это относится к надгробиям на старых кладбищах. В таких случаях мы действуем очень осторожно и удаляем только налет, повреждающий материал памятника. При этом предпочтительно использовать для чистки воду, а не биоциды или иные агрессивные вещества.

Какую роль играет очистка при проведении реставрационных работ?

Линерт: Чистка очень важна для сохранения объекта. Но в случае чувствительных поверхностей, например древесины или обожженного кирпича, чистка всегда является для материала фактором стресса. То же относится и к удалению слоев старой краски, которых часто оказывается несколько. В таких случаях требуется особая осторожность, и мы учитываем это, проводя предварительно обработку тестовых поверхностей.

Мёвес: Разумеется, мы рассматриваем нашу работу по очистке как часть комплексного реставрационного процесса. Впрочем, часто она предшествует реставрации, поскольку во многих случаях выявить повреждения объекта удается только уже после его очистки. С другой стороны, и сама по себе очистка существенно сказывается на восприятии объекта и может также способствовать его сохранению, так как большинство загрязнений оказывает на материалы повреждающее воздействие. 

 

Не могли бы Вы привести какой-нибудь пример?

Мёвес: Мне вспоминается очистка фонтана Франконии в Вюрцбурге, отчетливо подтверждающая то, о чем я сказал: из-за толстого известкового налета на фигурах непосвященным могло показаться, что они выполнены из камня. Только после применения нашей техники, позволившей удалить этот налет, отчетливо проступила бронза, в результате чего теперь и фигуры, и фонтан в целом выглядят совсем по-другому. Да и последующая реставрация фонтана с консервацией его материалов вряд ли была бы возможной без предварительного удаления налета с поверхностей.

Frankoniabrunnen5
Ulm Minster_3

А пример, иллюстрирующий сохранение монумента?

Мёвес: Другим хорошим примером являются колоссы Мемнона в Египте, которые мы очистили несколько лет назад. Из-за образовавшихся за многие века стойких отложений грязи статуи оказались сильно повреждены соляной эрозией. С одной стороны, нам удалось удалить слой грязи, оказывавшей на камень повреждающее действие, и тем самым предотвратить дальнейшее разрушение монументов. С другой – был достигнут совершенно неожиданный результат: местами были обнаружены и аккуратно расчищены фрагменты их первоначальной росписи.

 

А после реставрации или очистки не воспринимается ли памятник обществом несколько по-иному?

Линерт: Когда начинается реставрация, памятник в любом случае привлекает к себе больше внимания. И если, например, по прошествии более 30 лет мы изменим фасад исторического здания, потому что выяснилось, что изначально он был бежевым, а не желтым, это может привести к дискуссиям. И часто не только с городскими властями, службой охраны памятников или собственником объекта, но и с общественностью. Поэтому, занимаясь уходом за памятниками, мы должны также вести широкую разъяснительную работу. Мы должны объяснять всем заинтересованным, что и почему мы делаем.

Мёвес: Для людей важны как сохранение памятников, так и их внешний вид. Это подтверждается множеством получаемых нами обращений с пожеланиями очистить самые разнообразные объекты – от маленького деревенского колодца до величественной статуи Христа в Рио-де-Жанейро. Мы стараемся помочь всем – иной раз просто предоставляем необходимую технику, а иной раз и полностью берем на себя выполнение всех работ. Когда, например, с помощью наших пылесосов мы очистили хоры Ульмского собора, стены, освобожденные от слоев пыли, предстали взору гораздо более светлыми и в более приятных цветовых тонах, что, разумеется, было позитивно воспринято прихожанами и посетителями. То же произошло и во Вьетнаме, где мы очистили Полуденные (южные) ворота бывшего императорского города от черного налета. Неожиданно под ним вновь стал виден красный кирпич.

 

Как Вы оцениваете значение Вашей работы для общества?

Линерт: К счастью, существует понимание необходимости в уходе за памятниками и их реставрации. Едва ли найдется какое-либо общественное движение, ставящее под сомнение необходимость выделения средств на охрану памятников. Все едины во мнении, что она важна и сохранение культурного наследия является государственной задачей.

Шрем: Помогают и проводимые мероприятия, такие как „День открытых памятников“ или „Молодежь и памятники“. Получив представление об охране памятников, их участники начинают лучше понимать значимость нашей работы. А еще важнее то, что они узнают причины установки того или иного памятника, его историю. Только зная их, можно по-настоящему прочувствовать его ценность.

AeDis – ассоциация архитекторов, реставраторов и ремесленников, занимающихся восстановлением значимых объектов культуры. Спектр деятельности компании простирается от подготовки к проведению реставрационных работ и их выполнения до комплексного обслуживания исторических зданий и монументов. При этом особое значение придается экологической безопасности применяемых технологий строительства и реставрации.

Что еще могло бы Вас заинтересовать?