Ключевой фактор: эргономичность

Помните времена, когда бумбокс носили на плече? Это была тяжелая ноша. Плохой специалист в области эргономики предложил бы использовать тележку, а хороший – изобрел портативный аудиоплеер. Этот простой пример показывает, что эргономика ставит во главу угла человека и его потребности. Этой увлекательной науке компания Kärcher придает большое значение при проектировании всех своих продуктов.

Ключевой фактор – эргономичность: когда работа приносит удовольствие

От рукоятки до рингтона: чтобы жизнь пользователей стала легче

«И отсутствие слов может быть похвалой» – гласит старая швабская пословица. Роль эргономики часто недооценивается – ведь человек задумывается о ней только в тех случаях, когда он сталкивается с неэргономичными решениями, например, когда у него начинает болеть спина или появляются царапины из-за контакта с острыми кромками. А о том, сколько труда требуется для создания эргономичных продуктов, обычно не задумываются – а жаль!

Обратимся к истокам: термин «эргономика» был впервые использован в 1857 году Войцехом Ястшембовским, который понимал под ним возможность при минимальных усилиях «извлекать из жизни самые лучшие плоды – для себя лично и для общего блага». Лишь сто лет спустя У.Е. Вудсон стал говорить об эргономике в контексте создания продуктов, которые при минимальной нагрузке на человека позволяли бы достичь максимальной эффективности. А в 2011 году в стандарте DIN EN ISO 26800 были впервые обобщены все принципы эргономичного обращения пользователей с техникой.


Что такое «высокая эргономичность»?

Что такое «высокая эргономичность»?

При разговоре со специалистами, отвечающими в компании Kärcher за вопросы эргономики, сразу же ощущается их стремление облегчить жизнь пользователей. При этом оба эксперта выражают свое мнение сходным образом. У Дениса Даммкёлера, начальника отдела промышленного дизайна профессиональной техники, это звучит так: «Если кто-то говорит, что устройство является практичным, это значит, что мы хорошо справились со своей работой». А вот что говорит Михаэль Мейер, начальник отдела промышленного дизайна бытовой техники: «Если покупатель достиг своей цели и при этом испытал положительные эмоции, то мы сумели создать действительно хороший продукт».

Итак, в первую очередь речь идет о том, что необходимо разобраться в потребностях пользователя и создать продукт, отвечающий этим потребностям. При этом на передний план могут выходить различные аспекты. Организационная эргономика связана с оптимизацией рабочих процессов, например, с сокращением числа ручных операций или путей перемещения. Физическая эргономика нацелена на минимизацию нагрузки на организм человека, в частности за счет правильного выбора размеров и формы элементов управления.

Наконец, когнитивная эргономика обеспечивает упрощение и унификацию принципов управления всеми продуктами одного и того же производителя. В контексте пользовательского опыта все большее значение приобретают и аспекты цифрового взаимодействия – интуитивно понятные пиктограммы, стандартизированные меню, узнаваемые звуковые и световые эффекты, позволяющие быстро разобраться в принципах функционирования продукта.

Путь к созданию продукта (1): изучение условий повседневной работы

«Как-то раз одна коллега спросила меня, почему в моем календаре одна встреча намечена на 2 часа ночи в аэропорту, а другая – на 4 часа утра в пекарне. Она предположила, что речь идет о недоразумении, но это не было ошибкой. Дело в том, что для нас главный вопрос звучит так: „Как они это делают?“ – так описывает Денис Даммкёлер принцип работы своей команды, одной из важнейших задач которой является обстоятельное изучение повседневных условий труда людей, использующих профессиональную уборочную технику. – Например, только тот, кто сам очищает стойла в коровнике аппаратом высокого давления, может понять на практике теоретический постулат равенства углов падения и отражения».


Главное, что необходимо делать во время таких командировок, – смотреть, слушать и говорить друг с другом. А главными инструментами являются при этом записная книжка, фотоаппарат – и максимальное внимание ко всем мелочам. Впрочем, используются и современные методы, такие как технология анализа движений глаз, позволяющая определить, на чем задерживается взгляд человека и какую информацию он ищет. «В итоге мы можем выяснить, кто участвует в выполнении тех или иных работ и из чего складывается цикл использования продукта, то есть определить все особенности его применения», – говорит Денис Даммкёлер.


Они и становятся основой при разработке дизайна, причем всегда существуют разные точки зрения, которые необходимо при этом учитывать. Например, пожелания клиента мойки самообслуживания могут не совпадать с потребностями ее владельца, а мнение оператора уборочной техники – с позицией руководителя клининговой компании. «В результате возникают идеи, – продолжает Даммкёлер, – воплощаемые в концепциях и макетах, которые затем интенсивно тестируются как самими нами, так и нашими клиентами, и только после этого начинается серийное производство продукта».

Путь к созданию продукта: изучение условий повседневной работы
Путь к созданию продукта: учет особенностей пользователя, требуемых усилий и т. д.

Путь к созданию продукта (2): учет особенностей пользователя, требуемых усилий и т. д.

«Разрабатывая продукты для потребительского рынка, мы учитываем отличие сценариев их применения от характерных для профессиональной сферы, однако все равно, как правило, до мелочей продумываем все эргономические нюансы», – говорит Михаэль Мейер. Например, при разработке аппарата высокого давления, применяемого в быту лишь периодически, на передний план выходят только определенные аспекты, такие как конструкция рукоятки пистолета или рабочая поза. Если же речь идет о пылесосе, который используется каждый день, то эргономичность становится главным условием создания концепции успешного продукта.


В центре внимания находится вопрос, кто именно будет использовать машину или аппарат. «Пользователем может быть мужчина или женщина, возможны и различия в комплекции, в том числе и региональные, – поясняет Мейер. – Например, рукоятки для техники, предлагаемой на азиатском рынке, имеют несколько меньшие размеры, чем в Европе». Учитываются и местные традиции. В частности, при проектировании продуктов для Японии определяющую роль играют решения, связанные с хранением принадлежностей, поскольку японцы придают особое значение порядку в своих квартирах.


Другими важными аспектами являются способ применения техники и усилия, которые пользователю приходится прикладывать при обращении с нею, – естественно, они должны быть как можно меньше. Для ручных аппаратов требуется, чтобы на рукоятку приходился малый вес, а для продуктов массой более 7 кг, как правило, предусматривается конструкция с колесами и ручкой для перевозки, так как их ручная переноска была бы обременительной. «Чтобы удерживать расходы на конструирование в приемлемых рамках, мы используем модульный подход к оптимизации эргономических показателей», – дополняет Мейер. – Например, для ручных аппаратов мы разработали стандартные конструктивные элементы, позволяющие перераспределять массу, корректировать рычажный эффект и т. д. Поэтому нам не приходится каждый раз заново продумывать такие решения».

Конкретно об эргономике: два примера

Кабина как комфортабельное рабочее место: это – одна из главных особенностей подметально-уборочной машины MC 130. Элементы управления, встроенные в левый подлокотник, позволяют легко активировать все функции. Работу значительно облегчают также амортизированное сиденье, система климат-контроля и неограниченный круговой обзор. Аккумуляторный аппарат среднего давления KHB 6 удобно лежит в руке благодаря оптимальной балансировке массы по принципу гантели и легко управляется одним пальцем. Очень проста и его подготовка к работе: достаточно установить аккумулятор и присоединить садовый шланг – и можно быстро очистить велосипед или садовый забор.

Эргономика в компании Kärcher

 

Денис Даммкёлер, начальник отдела промышленного дизайна профессиональной техники (слева)

Денис Даммкёлер работает в компании Kärcher уже 25 лет. До этого он был ассистентом на кафедре эргономики в Высшей школе искусства и дизайна Бург Гибихенштайн в Галле, где занимался многими исследовательскими направлениями. В 1998 году Даммкёлер основал при компании Kärcher глобальный отдел промышленного дизайна профессиональной техники, о чем он говорит так: «Для нас было важно, что коллеги восприняли наши предложения не как абстрактные пожелания, а как вклад в повышение качества продукции и ценности бренда». В качестве члена ассоциации ECN (Ergonomic Competence Network) Даммкёлер поддерживает контакт с экспертами, работающими по всему миру.

 

Михаэль Мейер, начальник отдела промышленного дизайна бытовой техники

Михаэль Мейер изучал промышленный дизайн в Галле и практически сразу сфокусировал свои усилия на проектировании потребительских товаров. В 1999–2000 годах он специализировался в качестве дизайнера бытовой электроники в компании Native Design в Лондоне (Великобритания). В 2000 году Мейер перешел в компанию Kärcher на должность дизайнера техники для дома и сада и за прошедшие 22 года превратил отдел промышленного дизайна бытовой техники в глобальную мультидисциплинарную команду. Она включает 20 дизайнеров, работающих в Виннендене и Чаншу (Китай), которые сотрудничают с дизайнерскими агентствами из Китая, Кореи, Японии, Бразилии и США.

 

Денис Даммкёлер и Михаэль Мейер

Что еще могло бы Вас заинтересовать?

Абстрактная иллюстрация сетевых связей на производстве будущего

Когда все связано в единую сеть

Цифровизация, использование робототехники и технологий искусственного интеллекта: эти глобальные тенденции оказывают колоссальное влияние на производственные предприятия во всем мире. Люди, техника и производственные технологии все теснее соединяются друг с другом в целях повышения производительности и эффективности работы. Для сотрудников это часто означает облегчение физического труда, но вместе с тем появление принципиально новых, все более сложных задач, требующих высокой квалификации. Куда приведет этот путь, точно не знает никто, но в любом случае он сам по себе является захватывающим и таит огромные возможности.

Абстрактная иллюстрация мобильных аккумуляторов будущего

Будущее мобильных источников энергии

Современные мобильные источники энергии обеспечили принципиально новые возможности в самых разных сферах человеческой жизни – от мобильной телефонии до медицины. В этой связи стоит коротко рассказать о стремительном развитии литий-ионной аккумуляторной технологии, обсудить ожидаемые тренды в этой области, а также и вопрос о том, действительно ли необходима подсветка спортивной обуви.

Новый подход: реализация смелых идей без потери связи с реальностью

Пусть идеи завоевывают популярность

Одна компания существует многие десятилетия, с тысячами сотрудников в штате и филиалами по всему миру. Другая же компания, будучи новичком, держится на пяти энтузиастах и отличной идее. Известно, что эти два мира могут весьма продуктивно сосуществовать и создавать инновации. Здесь также можно говорить о преодолении и объединении в свою пользу существенных различий.